Тест №1 «Готовимся к ГИА. Чередующиеся гласные в корне слова»
Вариант №1 для 9 класса
1.Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (В.Железников)
2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.(В.Железников)
3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы. (М.Шпагин)
4. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:
Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.(В.Железников)
5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали. (Е.Рысс)
6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться. (Е.Рысс)
7. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (Е.Рысс)
8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.(Е.Рысс)
9. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега. (Е.Рысс)
10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда. (Е.Коковин)
Тест №2 «Готовимся к ГИА. Чередующиеся гласные в корне слова»
Вариант №2 для 9 класса
1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (И.Бражнин)
2. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:
Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Е.Дубровин)
3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем все меньше и меньше верили в существование клада. (Е.Коковин)
4. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Е.Рысс)
5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде. (Д.Нагишкин)
6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (В.Осеева)
7. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...» (В.Осеева)
8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги. В ее руках - моя судьба, по крайней мере, на сегодняшний вечер. Хорошо ли проведу его, с увлекательной ли, интересной книгой вдвоем? Эх, мне бы ту, со львами!.. (Л.Платов)
9. Выпишите из текста слово с безударной чередующейся гласной в корне:
Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Л.Платов)
10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали саперы с тремя рыбачьими лодками. Было одиннадцать часов ночи. Огромная туча, выползшая из-за Шебекинского урочища, закрыла луну. (М.Алексеев)
Тест №3. «Готовимся к ГИА
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» для 9 класса
Тест №3. «Готовимся к ГИА
Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» для 9 класса
1. Из
предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется
правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»:
Я жадно
осматриваю своих будущих товарищей. Их легко узнать по новым кожаным курткам и
вязаным шерстяным шапочкам. Ребята крепкие, обветренные, таких я видел на
Севере. А вот наконец и знакомые лица — меня пришли благословить Владимир Панов
и Лев Булатов, бывшие сменные начальники дрейфующей станции «Северный
полюс-15». (В.Санин)
2. Выпишите
слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных
страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»:
Станция
между тем была пустынна. Виноградов вышел из единственного вагона,
прицепленного к тепловозу. В этом странном вагоне были мягкие кресла, кремовые
шторки на окнах, витал запах кофе, и на каждом столике - розы в хрустальных
вазах. (Ю.Кувалдин)
3. Из
предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется
правилом правописания отглагольных прилагательных:
Зимовье на
берегу реки Шуги состояло из длинной и приземистой, на два сруба избы да
широкого, обнесённого бревенчатым заплотом подворья, сплошь заваленного
штабелями гнутых дубовых полозьев да пиленым брусом для наклесток саней.
(Б.Можаев)
4. Найдите
в тексте слово, в котором правописание суффикса опредляется правилом: «В полных
страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите
это причастие вместе с зависимым словом:
Целый год до
его приезда дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег,
и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих
местах прохудилась и проржавела. (В.Железников)
5. Из
предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется
правилом правописания краткой формы страдательного причастия прошедшего
времени:
Сети
расставлены. Теперь можно отдохнуть и попить чаю. Спустя час на берегу уже пылал
костер. Из рожка жестяного чайника выскакивали капельки закипающей воды. На
противоположном берегу Юроса желтела полоска утрамбованного водой песка.
Неизвестно откуда там вдруг появились чайки. (Е.Коковин)
6. Из
текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»:
Деревня
двумя длинными рядами раскинулась на высоком берегу извилистой реки Стожарки.
Были тут вновь отстроенные дома и старые избы. На задворках ютились
подслеповатые временные клетушки и даже землянки. То и дело на широкой улице
встречались белые смолистые срубы, лежали штабеля кряжистых бревен, кучи тонких
длинных слег… (А.Мусатов)
7. Из
текста выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом
правописания отглагольных прилагательных:
И, как
старший брат ни хмурил брови, Кольку нельзя было удержать. С облупленным носом,
в прожжённой угольками рубахе, с ссадинами на лице и руках, он сиял, как
именинник, и без умолку тараторил о ночёвках у костра, синих огоньках на
болоте, заповедных ягодных местах, о студёных ключах в оврагах... (А.Мусатов)
8. Из
предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом: «В
прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе
зависимых слов, пишется Н»:
Наши бедные
псы были до того измучены, до того крепко спали, что не учуяли зверя. Вдобавок
и ветер дул в сторону непрошеных гостей, привлечённых, вероятно, запахом пищи.
(Л.Платов)
9. Из
текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
«В полных страдательных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов
совершенного вида, пишется НН»:
В доме пахло
сыростью и затхлостью. На потолке и в углах была паутина. Многочисленные пауки
и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную
работу. Полевая мышка, найдя приют в брошенном доме, как цирковой канатоходец,
несколько раз весело пробежала по проволоке, которая осталась на окне от
занавесей. Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми
чехлами. (В.Железников)
10. Из
текста выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом:
«В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов с приставками,
пишется НН»:
Тут только
Петя заметил два столика, размещённые у противоположных стен. Они были сделаны
из чертёжных досок. Каждая доска была одним концом привинчена к стене, а другим
концом опиралась на единственную ножку. Как видно, оба столика можно было
опускать, как столики в железнодорожных вагонах. Над каждым столиком висели
полки из неокрашенного дерева. (Ю.Сотник)
Комментариев нет:
Отправить комментарий